www.piragis.ru — Камчатка, Петропавловск-Камчатский

Где Армо, там рыба! Очерк о камчатском капитане дальнего плавания Армаре Аршамовиче Амирбекяне

Армар Аршамович Амирбекян. 1960-е годыВ шестидесятые годы ХХ века Камчатка рыбацкая была на высоте. Она давала 10 % общесоюзного улова рыбы. О рыбаках полуострова много писали и говорили. С промысла передовые экипажи встречали с оркестром и цветами. Торжественно и с пафосом проводились ежегодные традиционные слеты рыбаков. Ими всегда был полон зал Дома культуры рыбаков. Праздник чувствовали не только рыбаки, но и горожане.

Прошли десятилетия, и о многом уже забылось. Нынешнее поколение, даже сорокалетних, об этом времени почти не помнит. Забываются имена известных в свое время рыбацких капитанов.

О рыбацких успехах А. А. Амирбекяна пришлось много слышать еще до знакомства с ним. Помню, в газете "Камчатская правда" в декабре 1964 года был помещен на него дружеский шарж. Оседлав СРТ "Герман Титов", он гарцует на нем в кавказском костюме. Под шаржем были напечатаны какие-то стихи.

Вскоре я познакомился с ним. Запомнился худощавый, немного сутулый веселый молодой человек с усиками, говорящий с кавказским акцентом. Близкие и друзья Армара Аршамовича звали его просто — Армо.

Следующая встреча с ним состоялась почти через четыре года. Армо пришел из очередного рейса. Впереди его ждало получение нового судна ("Тайваза"), которое достраивали в Николаевске-на-Амуре, а меня — свадьба. Жена Армо — Лиля-джан (так всегда называл ее Армо) была тетей моей невесты. Свадьба пела и плясала. Как всегда, произносилось много разных тостов. Однако все они давно забылись, но тост-пожелание Армо остался в памяти: "Чтобы вы поседели на одной подушке!"

Армо родился в армянском городе Кировакане 23 октября 1931 года. После окончания Бакинского мореходного училища в 1954 году приехал в далекий Петропавловск навестить своего друга — и остался на Камчатке. Устроился работать в Камчатрыбфлот (КРФ). Ходил в море на пароходе "Шелихов".

В 1957 году Армо перешел в управление тралового и рефрижераторного флота и через три года был назначен капитаном СРТ "Курима". Под его командой сейнер стал брать высокие уловы и в порт приходил с перевыполнением плана. Киносюжет о молодом рыбацком капитане в 1961 году показывали по всей стране. Хроникальный фильм дошел до его родного Кировакана, и почти весь город ходил смотреть фильм "о нашем Армо". Таким образом, им гордились Камчатка и Армения!

В 1961 году траулер "Курима" по инициативе экипажа получил новое имя — "Герман Титов". Теперь в первых строках рыбацких сводок мелькало это имя.

В 1965 году экипаж опорно-показательного траулера "Герман Титов" добыл 33 486 центнеров морского окуня. Такого количества рыбы за год не вылавливал ни один средний траулер по Дальнему Востоку! Вскоре за рыбацкие успехи А. А. Амирбекян был награжден орденом Ленина.

В 1969 году Армар Аршамович получил новое судно — СРТМ "Тайваза". Без перевыполнения заданного плана в порт и этот траулер не приходил. Мне приходилось слышать от капитанов того времени: "Где Армо, там рыба!" Доходило до того, что за ним в море охотились. В капитанский час, проводимый руководством промысловой экспедиции, капитаны судов внимательно вслушивались в доклад А. А. Амирбекяна и в координаты его судна. В своих воспоминаниях В. А. Семенов, ходивший с Армо в Охотоморскую сельдевую экспедицию в 1971 году на СРТМ "Зутис", отмечал, что капитан частенько доставал заветную тетрадку со старыми записями о рыбных "банках", и записи не подводили. В ту путину судно взяло не только рейсовый план — 10 тысяч центнеров сельди, но и сверх него — 4 тысячи центнеров.

Армо имел не только рыбацкий талант, но и талант по сплочению коллектива. Он умел собрать людей для выполнения поставленной цели. Люди и сами как бы прилипали к нему. Про знатного капитана ходили разные анекдоты и байки. Порой он сам их провоцировал. Как-то раз рассказывал, как в Авачинском заливе гонялся на СРТМе за подводной лодкой, по его словам американской.

"То здесь, то там ее перископ появлялся, ну я на него — свое судно. Вот поднялась бы? А на судне одна двустволка с пятью зарядами".

Горячий был человек. Помнится, за тот случай он получил серьезный нагоняй от начальства.

На берегу Армо любил хорошую компанию. Порой мужскую ее часть усаживал за лепку пельменей. Сам виртуозно раскатывал тесто. При случае, обладая слухом и приятным голосом, пел.

Сложные рейсы в тяжелых условиях и постоянная погоня за планом приводили к напряжению и стрессам не только рыбацких капитанов. А с годами он накапливался. Как он снимается в России, известно. Не избежал этого А. А. Амирбекян. У него возникли проблемы. Из УТРФ он перешел на рыбацкие суда рыбакколхозобъединения.

В последнюю нашу с ним встречу в конце 1973 года Армо был серьезным и подавленным. Показал орден Ленина и сказал грустно: "Мне не меняют партийного билета" (в тот год был обмен партийных билетов). Быть беспартийным капитану рыбацкого судна в те времена было невозможно. Каждого капитана утверждали в должности на бюро обкома КПСС и районных комитетов КПСС. Гордость не позволила рыбаку остаться на Камчатке. В 1974 году он покинул полуостров.

В 1975–1989 годах Армар Аршамович преподавал судовождение в Бакинском мореходном училище, которое когда-то окончил сам. В декабре 1988 года землетрясение в Армении разрушило город Спитак и его родной Кировакан. В 1989 году он переехал к своим родителям в Кировакан.

 

А. П. Пирагис, Петропавловск-Камчатский, декабрь 2006 года.

Фотография из архива семьи Амирбекян.
Публикуется впервые.