www.piragis.ru — Камчатка, Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский в 1920–1950 годах в воспоминаниях и документах

На Камчатке в 1922 году сменилась только власть, а многие стороны экономической и хозяйственной деятельности оставались по-прежнему в руках иностранных и отечественных промышленников и торговцев. Петропавловск продолжал оставаться чисто чиновничьим городом. Вместо царских, буржуазно-демократических чиновников и служащих разных комитетов и исполкомов в 1917–1922 годах — теперь были советские. Они использовали для своей деятельности прежние служебные здания, построенные усилиями губернаторов В. В. Перфильева и Н. В. Мономахова. Партийные и советские работники, служащие разных учреждений и контор трудились в них до 1940-х годов, а в некоторых даже до 1970-х.

Горожане еще не меняли свой образ жизни — продолжали жить за счет охоты, рыбалки и собственного подворья. Одни, кто был грамотен и благонадежен для власти, устраивались в новые учреждения, другие — на малочисленные рабочие должности, которых было не более трех десятков, и на сезонные работы. Город не имел никакого производства.

Отправной точкой новой истории города становился теперь 1923 год. Проведенная в этом году похозяйственная перепись в Петропавловске показала, что в городе имелось 177 жилых строений, рыболовных сетей — 44, ботов и кунгасов — 40, нарт — 33. Было 36 лошадей, 148 голов крупного рогатого скота, 84 свиньи и 322 собаки [31, с. 8–9].

Представление об имевшихся в Петропавловске улицах дает решение Камчатского губревкома «Утверждение наименований улиц», принятое 10 февраля 1923 года. В нем названо 10 улиц. Были переименованы: Большая (Первая) стала Ленинской; Вторая — Таможенной; Третья — Партизанской; Четвертая — Нагорной; Озерная (Казначейская) — Никольской; Судейский Городок — Красной; Первая Поперечная — Завойкинской; Вторая Поперечная — Камчатской; Третья Поперечная — Командорской. Улица Набережная сохранила свое название [4, с. 73].

Вот каким увидел Петропавловск один из первых камчатских комсомольцев, приехавший на Камчатку весной того года, Михаил Гаврилович Аристов: «Пароход в ковше Авачинской бухты — праздник для всех петропавловцев… И на дощатом пирсе, и вокруг него, на песчаном берегу ковша, собирались в день его прихода все жители города — население Петропавловска тогда составляло всего 1200 человек (1193 человека. — А. П.)… Деревянные домишки города по самые крыши заносило снегом. Дороги не очищались. Не было в том надобности. Рыли только проходы вдоль дощатого тротуара, и то лишь по главной улице. Для собачьих же упряжек — самого распространенного в те годы вида транспорта — дороги были не нужны… Торговля в ту пору была сосредоточена в руках японского лавочника Кикучи, американца Витенберга, дельцов из магазина фирмы "Чурин и Ко", двух крохотных китайских лавчонок. На весь город — одна кондитерская Рубцова. Ни одной государственной торговой точки и пекарни. Об электричестве знали понаслышке. (Это не так. Первая электростанция появилась в городе в 1914 году. Другой вопрос, что в 1920-е годы ее не было. — А. П.). Одна начальная школа. Небольшая больница с одним врачом. Церковь. Фотограф Калмыков, работавший только летом. На зиму он из-за недостатка клиентуры выезжал во Владивосток» [3, с. 15–16].

Постепенно Петропавловск-Камчатский стал прирастать населением. С 1 января по 1 декабря 1924 года в него прибыл 581 человек, а убыли 309.

Коммунальная служба появилась 25 апреля 1925 года, но была она создана для обслуживания не всего города, а только 24 зданий, в которых размещались партийные и государственные учреждения и жили советские чиновники. За чистотой и порядком около этих зданий следили четыре дворника. В Петропавловске же большинство домов принадлежало частным владельцам. Как в большой деревне, имелось много живности, о которой уже писалось выше. Следует добавить, что в подворье кроме лошадей, коров, свиней и собак имелось 24 козы и 1300 голов птицы.

4 января 1926 года постановлением ВЦИК РСФСР был образован Дальневосточный край с центром в городе Хабаровске. В состав края вошла Камчатка. Губерния стала называться округом. Решением Камчатского окрревкома № 29 от 1 апреля 1926 года в Камчатском округе были созданы Петропавловский, Усть-Камчатский, Большерецкий, Карагинский, Тигильский, Пенжинский, Анадырский и Чукотский районы [35, с. 52–53].

Только теперь была одна особенность, на которую почти не обращают внимания изучающие историю города: Петропавловск становился не только административным центром округа, но и центром Петропавловского района. Его территория до 1949 года включала нынешний Елизовский район. В Петропавловский район вошла территория Елизовской волости (села: Авача, Елизово, Жупаново, Калыгирь, Коряки, Микижа, Налычево, Николаевка, Островная, Паратунка, Сероглазка, Тарья, Халактырка, Хутор), часть Большерецкой волости (села: Начики, Малка, Ганалы), часть Мильковской волости (села: Пущино, Шаромы, Верхнекамчатск, Мильково, Кирганик) и Командорские острова (села: Никольское, Преображенское). В 1926 году в Петропавловском районе вместе с городом Петропавловском-Камчатским проживали 2806 человек [8, л. 6–9].

Выборы в Петропавловский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов состоялись весной 1926 года. Из 956 избирателей в них участвовали 564 человека, или 59 процентов. Пленум городского Совета прошел 7 мая. На нем был избран президиум горсовета из семи членов. По содержанию протокола его заседания понятно, что председателем Петропавловского горсовета был избран заместитель председателя Камчатского окрревкома И. Е. Ларин [37, с. 362–363].

Город потерял многое, что имел до 1917 года. Не освещались и не обустраивались улицы. Редким было строительство частных домов, а государственное планировалось на отдаленное будущее. Жители продолжали использовать воду из ручьев на Петровской сопке. Квалифицированные специалисты и рабочие отсутствовали. Было всего 20–25 чернорабочих на погрузочно-разгрузочных работах в порту и других местах [37, с. 364].

Несмотря ни на что, население города росло, и, по сведениям источников тех лет, уже в 1926 году в нем насчитывался 1691 человек, что составляло 7,9 процента от населения округа (без Чукотского автономного округа) [23, с. 64].

В Петропавловске-Камчатском еще не имелось градообразующих предприятий, и поэтому он до начала 1930-х годов оставался на досоветском уровне (1916 год), когда градообразующим фактором являлось создание инфраструктуры для функционирования органов административного управления Камчатской областью.

Культурным очагом в городе был бывший Народный дом на улице Ленинской, ставший профсоюзным клубом. В нем читали лекции, показывали фильмы. Комсомольцы организовали театральный кружок и по революционным праздникам ставили спектакли. В нем же проходили всякие собрания. Горожане, особенно молодежь, активно вступали в разные общества, одно из них было Авиахим СССР (Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности). Даже была создана спортивная секция окружного бюро Авиахима. Особенно заинтересовали ее членов присланные чертежи планеров. Энтузиасты, во главе с начальником окротдела ГПУ И. Я. Ломбаком, построили планер, и 18 марта 1926 года Ломбак совершил на нем первый полет над замерзшим Култучным озером, при стечении жителей почти всего города [40, с. 12–13].

Однако жизненно важные объекты, без которых город уже не мог обходиться, все-таки строились. В 1928 году заработали коммунальная электростанция, баня и на телефонной станции был установлен новый коммутатор на 100 абонентов, а в следующем году в пригороде на базе сельскохозяйственной фермы был создан первый на полуострове совхоз «Камчатский пионер им. Сталина» [25, с. 44, 47].

В 1929 году в городе и ближайших селах были образованы первые рыболовецкие колхозы. В Петропавловске это был «Амурский партизан», в селе Сероглазка — им. Сергея Лазо, а в селе Авача — колхоз «Красная связь». Они являлись родоначальниками будущего рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина в Сероглазке [37, с. 393–394].

4 июля 1927 года для развития промышленности полуострова была создана специальная организация — Акционерное Камчатское общество (АКО). В задачу общества входило не только создание государственной рыбной промышленности и рыбодобывающего флота, но и широкое использование богатств полуострова (лесов, полезных ископаемых), развитие сельского хозяйства. В обязанности АКО также входило снабжение населения Камчатки всеми необходимыми товарами, содержание морского флота, речных и сухопутных средств передвижения. Именно с АКО связана история рыболовецких флотов Камчатки, портов и многих промышленных предприятий и организаций города и полуострова. Первоначально правление АКО со всеми своими структурами находилось в Хабаровске, затем во Владивостоке. Председателем правления АКО в 1930–1934 годах был Б. И. Гольдберг [29, с. 68–69].

В январе 1930 года было принято решение о размещении правления АКО в Петропавловске-Камчатском. Уже почти три года существовало АКО, но Петропавловск до перевода его правления на Камчатку не ощущал на себе положительных перемен. Рос аковский транспортный флот, базировавшийся во Владивостоке, строились и вступали в строй рыбокомбинаты на побережьях полуострова, но все это проходило мимо окружного центра. По сути, решение о переводе правления АКО в Петропавловск явилось революционным для города.

Размещение правления и служб АКО в Петропавловске привело к рождению нового поселка в черте города. Местом будущего Акопоселка, или, как говорят некоторые, Акограда, стали северный берег Култучного озера и склон Мишенной сопки. К возведению поселка приступили в 1930 году. Правда, за озером в северо-восточном направлении еще в 1926 году стал размещаться гарнизон 60-го Камчатского пограничного отряда ОГПУ, образованного в 1926 году, а затем немного позже — подразделения НКВД. Поэтому расширение границ города в северном направлении произошло значительно раньше, чем принято считать.

С появлением нового поселка Петропавловский горсовет в апреле 1931 года определил новые границы города: «…От Никольской горы по берегу бухты до городского кладбища, по склону Мишенной горы, за старый совхоз и по руслу речки на подножие Зеркальной горы, по подножию таковой за постройки ОГПУ, по хребту Петровской горы до Гремучего ключа, по руслу ключа до берега бухты по прямой линии на Сигнальный мыс» [29, с. 72].

В начале 1930-х годов Петропавловск-Камчатский продолжал выглядеть еще заштатным городишком.

«В августе 1930 года я был уже во Владивостоке. Посадка на пароход "Томск", 10-суточное плавание. Вечер. "Томск" вошел в Авачинскую бухту. Пассажиры высыпали на палубу. По носу судна мы увидели высокую гору, на склонах ее подножия редкими светлячками мерцают огоньки. Долго мы смотрели на них. Только к полуночи, продрогшие и утомленные пережитыми волнениями, разбрелись на отдых. Но сразу уснуть не удалось: послышалось какое-то неведомое, раздирающее душу, наводящее тоску завывание. Что это? "Не волнуйтесь, — успокоили бывалые моряки. — Привычная для Петропавловска мелодия. Это — хор ездовых собак. Много их тут"… Всходило солнце. Его розовые лучи играли в окнах трех небольших улиц города, уступами спускающихся к берегу бухты. Среди приземистых домишек выделялись церковь, два двухэтажных здания (окрисполком и окружком партии) и одно белоснежное одноэтажное — в нем размещалось японское консульство… Учреждения в Петропавловске тогда работали в три смены — за недостатком помещений… Окружком комсомола размещался на чердаке в здании окружкома партии — бывшем губернаторском доме (автор воспоминаний заблуждался: это здание бывшей губернской канцелярии в 1911–1917 годах. Сейчас там музей. — А. П.)», — вспоминал о том времени житель города С. Кашуба [26, с. 25–26].

В 1932 году горсовет провел инвентаризацию городских земель и строений. В тезисах Петропавловского горсовета о работе в 1930–1932 годах об этом сказано: «При инвентаризации учтено 245 домовладений, из которых принадлежит горместхозу — 57, учреждениям и организациям — 51, частным лицам — 137… Принято на учет 274 одноэтажных дома (с 7 мансардами и 5 полуподвалами) и 13 двухэтажных домов» [37, с. 374]. В этом же документе отмечено, что при горкомхозе имеется обоз из 32 лошадей и к ним сани, в городе есть 8 распределителей, 2 ларька и 6 столовых. Из просветительных учреждений в нем упоминались: клуб, музей и городская библиотека. На ближайшие годы горсовет планировал строительство в городе двух жилых домов на улице Никольской (Красинцев), нескольких бараков, бани, пожарного депо и конюшни.

Интенсивно в эти годы строился поселок АКО. В нем заметным было здание правления АКО, первая очередь которого была построена в 1933 году. В 1933 году заработала аковская баня. Для обеспечения поселка водой на Совхозном ручье была возведена плотина, от нее в 1937 году был проложен водопровод протяженностью четыре километра. В том же году у подножия Зеркальной сопки стали строить для города хлебосухарный завод. По Култучному озеру для связи с центром Петропавловска в 1936 году и в течение нескольких последующих лет ходил пассажирский катер. В 1939 году в поселке АКО появилась своя пекарня. К этому времени здесь насчитывалось более сотни домов, в том числе 74 принадлежали комхозу АКО, остальные — индивидуальным владельцам. Поселок имел уже несколько улиц: Микояновскую, Ключевскую, Вилюйскую и Горную [29, с. 78, 81].

В 1930 году для обеспечения строительства пиломатериалами на Озерновской косе, на берегу Култучного озера, был построен небольшой лесопильный завод — первое промышленное предприятие в Петропавловске. В следующем году напротив завода, на берегу Авачинской губы, были открыты производственные мастерские АКО, в которых стали изготавливать запасные части к судам и оборудование по переработке рыбопродукции. Позже в мастерских стали строить кунгасы и шлюпки водоизмещением 20 тонн. Теперь рост Петропавловска-Камчатского был связан со строительством промышленных предприятий и возникновением новых организаций и учреждений, которые стали градообразующими.

Постановлением ВЦИК СССР от 20 октября 1932 года Дальневосточный край был разделен на два края — Приморский и Хабаровский. Камчатская область в составе Корякского и Чукотского округов вошла в Хабаровский край. Камчатский округ был преобразован в Камчатскую область. Петропавловск-Камчатский стал областным центром, которым будет им до 1 июля 2007 года.

В 1932 году в Петропавловске открылось первое научное учреждение — научная станция морского рыболовства и океанографии, преобразованная впоследствии в Камчатское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Сейчас это Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО). В этом старейшем на Камчатке научном учреждении длительное время успешно работали ученые: Ф. В. Крогиус, Е. М. Крохин, И. А. Полутов, К. И. Панин, И. И. Лагунов, И. И. Куренков.

Осенью 1934 года на берегу бухты Раковой началось строительство крупного промышленного предприятия — судоремонтной верфи (СРВ). На пароходе «Ительмен» на пустынный берег были завезены рабочие и служащие, стройматериалы. Первым жильем стали палатки. Стройку и палаточный городок называли по-разному: 3-я стройка, строящийся поселок или поселок при судоверфи. Начальником стройки, а затем и завода, первая очередь которого вступила 6 ноября 1936 года, был В. И. Рябов (он был репрессирован в 1938 году, реабилитирован в 1958-м) [37, с. 382, 383, 389]. На судоверфи не только ремонтировали суда, но и делали гребные винты, китобойные гарпуны, топливные насосы. На стапелях верфи также собирали корпуса катеров — камчатских «жучков». В 1938 году, в июне, был спущен на воду первый изготовленный на СРВ катер- «жучок» «Комсомолец».

Постепенно в Петропавловске стали создаваться ранее отсутствовавшие, но жизненно необходимые для нормального функционирования города организации. В 1932 году была создана первая профессиональная пожарная команда (в 1941 году — вторая). В 1934 году образовалось Управление гидрометеослужбы, а в 1936 году — бюро погоды. В 1936 году открылась фельдшерско-акушерская школа, ставшая впоследствии Петропавловским медицинским училищем. Первым ее директором стал по совместительству врач Лемушин. Почти все преподаватели являлись совместителями. Первыми из них были заведующий горздравотделом Г. Е. Зобнин и дерматовенеролог М. М. Макаров. С 1937 года по 1973 год работала в училище А. Н. Верцинская — вначале завучем, а затем директором [28, с. 358].

Решение об открытии в городе драматического театра было принято облисполкомом 21 апреля 1933 года. Театру передали помещение межсоюзного клуба на улице Ленинской. С 1938 года по 1948 год директором театра был Георгий Николаевич Гловацкий, бывший до этого директором парка культуры и отдыха. В разное время в театре работали артисты: А. В. Славина, К. Д. Родионов, В. П. Андрианов, Г. В. Астраханкина.

11 апреля 1935 года в помещении бывшей церкви в центре Петропавловска был открыт первый городской кинотеатр с красивым названием «Полярная звезда». В нем показывали уже звуковое кино.

Городом управлял председатель, как тогда было принято говорить и писать, — председатель горсовета. В 1926 и 1928 годах по совместительству им был И. Е. Ларин [11, л. 15, 32, 44]. В 1927 году — Илья Кузьмич Козлов [16, л. 23]. Бывший начальник окружной милиции Н. П. Фролов возглавлял Петропавловский горсовет в 1929–1931 годах [37, с. 327]. Не удалось установить, кто был руководителем города в 1932 году. В 1933–1934 годах им был Кравченко [9, л. 11], в 1934 году — Акулов [9, л. 23]. В 1934–1935 годах председателем Петропавловского горсовета был С. И. Вдовин, бывший секретарь Камчатского окружкома ВКП(б) [9, л. 30].

Хотя город и менял свой облик, он по-прежнему оставался маленьким. Впервые попавшие в Петропавловск отмечали еще множество небольших домиков и редкие двухэтажные дома, две-три улицы. Имели в виду, конечно, Ленинскую, Советскую и Партизанскую. Но почему-то не видели уютные, с прекрасными домами улицы Красинцев и Красноармейскую. Интересны и подробны описания центра Петропавловска 1935 года жительницы города Н. В. Паниной: «Улица Ленинская в то время представляла собой обычную грунтовую дорогу. Правая (нечетная) сторона ее шла вдоль Петропавловского ковша и обрывалась откосом к воде, левая (со стороны сопки) имела деревянный тротуар шириной в две-три доски. В городе был драмтеатр (на Ленинской, где-то в районе гостиницы "Восток"), кинотеатр в старом церковном помещении (где-то в районе обкома КПСС), ресторан (на месте ГУМа), почта (рядом с домом врачей). За почтой — жилые здания АКО и промтоварный магазин, чуть ниже (там, где ныне драмтеатр) — контора "Союзпушнина", дальше — средняя школа и ярусом ниже, у самого озера, — рынок. Областной музей находился где-то между гостиницей "Восток" и жилым домом порта, рядом с ним — кафе. На углу спуска с Советской в районе станции ТИРХа — аптека. Рядом с ней облсовпроф, далее — поликлиника. Пассажирского транспорта в городе не было, лишь на некоторых предприятиях были служебные машины. Иногда по улице проносились собачьи упряжки. Снабжение осуществлялось по продовольственным карточкам. Электричество для освещения жилых помещений подавалось до 23 часов» [36, с. 112].

Для Петропавловска знаменателен 1936 год. В городе появилось первое рыбодобывающее предприятие. Приказом начальника АКО И. А. Адамовича № 31 от 19 января 1936 года при Карагинском рыбокомбинате было организована База активного опытного лова (БАОЛ) в составе тральщика, двух дрифтеров и двух сейнеров. Исполняющим обязанности начальника базы был назначен П. М. Макштас. Хотя она была создана при рыбокомбинате на побережье, ее местопребыванием был город. Здесь суда снабжались всем необходимым для промысла, ремонтировались и комплектовались экипажами. Рыболовным судам был определен район лова в расположении Авачинского, Усть-Камчатского, Олюторского рыбокомбинатов и Озерновской базы. Уже в октябре из Петропавловска в район Олюторского рыбокомбината отправились на промысел сейнеры «Авача», «Вилюй» и дрифтеры «Ударник» и «Стахановец». Выловленную рыбу они сдавали на рыбокомбинат [5, с. 129].

С 1926 года по 1937 год численность жителей Петропавловска возросла в 13,3 раза и насчитывала 22 655 человек, что составило 29,7 процента от количества населения области (без Чукотского национального округа) [23, с. 64].

В 1939 году рядом с судоремонтным заводом вступила в строй жестянобаночная фабрика (ЖБФ). Промышленность города в тот год насчитывала уже 36 предприятий. На долю СРВ и ЖБФ приходилось 63,6 % валовой промышленной продукции Петропавловска. Кроме этих крупных предприятий имелись механические мастерские, завод по производству шлакоблоков, три лесопильных завода, пять пекарен. На промышленных предприятиях города работали 1085 человек [37, с. 395–396]. Город к этому периоду оброс многими организациями и учреждениями. Некоторые стоит перечислить, как они назывались даже в официальных документах: типография, связь, облздравотдел, горкомхоз, горкоммунстрой, Камчатторг, общепит, МРС (морская рыболовная станция), комхоз АКО, райлесхоз, база Моховая, Камчатрыбстрой, Акофлот, облпромсоюз, пожарная охрана [37, с. 397–398].

С поселком судоремонтников всё еще связывались по бухте и лесной тропинке вдоль бухты по подножию сопок. Строительство дороги к поселку начали в 1939 году и закончили летом 1941 года. В те годы окончательно снесли городское кладбище, что располагалось на косогоре за нынешними зданиями Камчатского объединенного музея и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. После этого в районе музея соединились Ленинская и Советская улицы. На территории бывшего кладбища стали быстрыми темпами возводиться частные дома и здания организаций города. Новыми домами продлились улицы Ленинская и Ларинская (ныне Чирикова).

Научную и просветительскую работу среди населения Петропавловска вели всего четыре учреждения города: филиал ТИНРО, Управление гидрометеослужбы, областная ветеринарная бактериологическая лаборатория и областной краеведческий музей. Досуг горожане проводили в кинотеатре «Полярная звезда», областном драматическом театре, получившем специально отстроенное здание в 1939 году, и в нескольких клубах. К началу 1940-х годов любимым местом отдыха стал парк культуры и отдыха на Никольской сопке. Официально он был открыт в 1937 году и имел: летний театр, танцплощадку, бильярдную, аттракционы, ресторан и даже парашютную вышку [33]. Уже тогда в народе сопку называли сопкой Любви.

Со второй половины 1930-х годов руководителя города стали называть председателем горисполкома. В 1935–1937 годах председателем Петропавловского горисполкома был Потехин [10, л. 43]. В 1938 году городом руководил Иван Андреевич Каширников (1901–08.1945). Он в 1941–1945 годах работал директором механических мастерских АКО в Петропавловске. В августе 1945 года был призван в Красную армию. В ходе Курильской десантной операции в августе 1945 года находился в числе первых подразделений, штурмовавших японские укрепления на острове Шумшу. Был заместителем командира диверсионного взвода УНКГБ Камчатской области. Погиб [6, л. 3]. В 1939 году председателем Петропавловского горисполкома был И. П. Егоров [15, л. 133]; в 1939–1941 годах — Николай Васильевич Волин [6, л. 3].

На облик Петропавловска и его окрестностей с 1936 года стало влиять присутствие военных. Из-за режима секретности и цензуры об их роли в развитии города умалчивалось на протяжении всего советского периода нашей истории. Вместе с тем эта роль была весьма значительной. Сухопутные войска появились в 1938–1939 годах. Они размещались рядом с пограничниками, а затем стали занимать территорию до села Халактырка, по океанскому побережью до реки Налычевой и в районе от шестого до девятого километра Елизовского шоссе. В эти годы военные моряки стали размещаться по берегам Авачинской губы от ручья Гремучего (площадь адмирала Г. И. Щедрина) до поселка судоремонтников.

К 1940-м годам границы Петропавловска-Камчатского расширились, однако по-прежнему не только его жители, но и официальные власти почти до первой половины 1950-х годов считали городом исторически сложившуюся территорию от Култучного озера до ручья Гремучего. Это связано со многими факторами. На этом небольшом пятачке земли были сосредоточены все административно-управленческие и культурные учреждения города и области и градообразующие организации: порты, пароходство, рыбодобывающие и судоремонтные предприятия и т. д. Все поселения в черте города располагались обособленно, на некотором расстоянии от его центра. Поэтому городские власти, не отвечая за многие вопросы их жизнедеятельности, не отожествляли эти поселения с городом. Аналогично и население. Центр города не имел нормального транспортного сообщения с ними, а они — между собой.

В центре города в 1937 году, как писалось в газете «Камчатская правда» 18 ноября 1937 года, было всего восемь улиц (Ленинская, Таможенная, Партизанская, Нагорная, Завойкинская, Набережная, Красноармейская и Красинцев) и четыре переулка (Охотский, Беринговский, Командорский и Больничный), соединявшие улицы на склонах Петровской сопки.

В окрестностях Петропавловска-Камчатского кроме крупных поселков АКО и судоремонтной верфи находились села: Авача, Сероглазка, Халактырка, база Моховая, совхоз им. Сталина. 26 июня 1941 года они вошли в черту города. В Петропавловске и перечисленных поселках и селах в 1940 году проживало 29 969 человек [37, с. 442].

Великая Отечественная война (1941–1945) поставила страну в суровые условия. На Камчатке и в Петропавловске-Камчатском, как и во всей стране, начался трудный период, связанный с тяготами и лишениями военного времени.

В области развернулась оборонная работа. Военный всеобуч был обязателен для мужчин 16–55 лет и для женщин 16–45 лет. И. А. Полутов вспоминал о том времени: «По субботам и воскресеньям зимой мы проходили военную службу — изучали стрелковое оружие, занимались строевой и тактической подготовкой в окрестностях города. Часто посещали район Халактырки. Позднее занятия проходили в районах, которые ныне всем известны как "БАМ" и "Горизонт"… Стреляли мало, обычно весной на Петровской сопке» [38, с. 120–121].

Отдельные предприятия Петропавловска получили важные правительственные задания. В производственную программу судоремонтной верфи был включен ремонт кораблей Тихоокеанского флота, выпуск гранат и мин, запчастей к военной технике. Так, в литейном цехе делали мины, в инструментальном — гранаты. Из-за нехватки двигателей для катеров механический цех стал выпускать созданный заводчанами свой двигатель внутреннего сгорания мощностью в 50 л. с., названный «Камчадал». Первый мотор был собран токарем В. С. Чепенковым. А всего было изготовлено умельцами несколько десятков таких двигателей. На стапелях верфи стали собирать корпуса крупных барж и плашкоутов [22, с. 34].

В связи с почти прекратившимся завозом товаров широкого потребления Петропавловский горпромкомбинат освоил изготовление железных граблей, жестяной посуды, ведер, бочек, брусков для заточки кос, деревянных игрушек, плетеных корзин из лозы [25, с. 59].

За самоотверженный труд в 1943 году большая группа работников предприятий и организаций Петропавловска получила правительственные награды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1943 года были награждены: орденом Ленина — начальник АКО С. П. Емельянов; орденом Красного Знамени — капитан парохода «Якут» Г. А. Барботько; орденом Трудового Красного Знамени — заместители начальника АКО В. Р. Дедков и П. М. Макштас, директор Петропавловского порта АКО Я. Я. Завадский; орденом Красной Звезды — докмейстер Петропавловской верфи Л. И. Вышковский, капитан парохода «Эскимос» Н. П. Колесников и старший механик этого судна К. И. Коробов, капитан траулера «Топорок» морлова АКО С. Г. Оводовский; медалью «За трудовую доблесть» — работницы жестянобаночной фабрики АКО Д. К. Копейкина и А. С. Можнова; медалью «За трудовое отличие» — укладчица Авачинского рыбокомбината Ф. Д. Каменева [30, с. 34–35].

О военных годах жительница Петропавловска Н. В. Панина писала: «С питанием в городе было трудновато… Вместо капусты на зиму засолили ее зеленый лист. Ранним утром в ковше наши мужья ловили навагу. В АКО было проще, спасали подсобные хозяйства и столовая. В портовской столовой в рационе появилось нерпичье мясо — грубое, остро пахнущее рыбой. Китовое мясо было вкуснее» [36, с. 122].

Жители города, чтобы как-то пополнить скудный рацион продуктов, высаживали на склонах Мишенной, Зеркальной и других сопок картофель. Еще долгие послевоенные годы раскопанные склоны напоминали об этом. Выручала многих богатая природа Камчатки. Запасались жимолостью, голубикой, рябиной, шиповником, черемшой, грибами и кедровыми шишками. Ловили рыбу и охотились.

Почти всё оставшиеся в городе мужское население в 1941 году строило дорогу по восточному берегу Култучного озера, по склону Петровской сопки. Предприятиям, организациям и учреждениям, независимо от количества работников, определялся отрезок будущей дороги. Работали ломами, киркой и лопатой. Стройка была стратегическим объектом. Единственная дорога на Озерновской косе не обеспечивала нормальное сообщение порта с воинскими соединениями под Петропавловском.

В июле 1941 года решался вопрос о расширении взлетно-посадочной полосы аэродрома на шестом километре с размеров 360 × 85 метров до 625 × 100 [14, л. 57–58].

Другой, но более грандиозной стройкой периода Великой Отечественной войны стало возведение Петропавловского морского торгового порта. Его строительство стало стратегической необходимостью для получения грузов по ленд-лизу из США. Порт становился перевалочной базой поступавших грузов. Здесь он накапливался, складировался, а затем перегружался на суда с небольшой осадкой и направлялся во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре.

Первоначально строительство велось с помощью кирки, лома, лопаты и тачки усилиями привлеченных к этой работе 2500 солдат стрелковых и артиллерийских полков и 500 заключенных. Немного позже было доставлено 16 экскаваторов и 50 «студебеккеров». С декабря 1943 года началась отсыпка причалов из грунта возвышенности и откосов, что были на берегу перед кошкой параллельно улице Красноармейской.

«Нас пятьдесят человек из гаубичного артиллерийского полка привели к основанию сопки и дали задание начать землеройные работы… Где сейчас находится улица Красноармейская, тогда была высокая сопка, ее взрывали, и грунт шел на отсыпку причалов. Основной инструмент — кирка, лопата и тачка», — вспоминал ветеран морского торгового порта В. Ф. Ополев [34].

1 февраля 1945 года была сдана в эксплуатацию первая очередь порта. За войну морской и рыбный порты Петропавловска переработали 1,6 миллиона тонн грузов [24, с. 192], в основном по ленд-лизу. Грузов было так много, что они складировались в сквере Свободы, везде, где только было возможно, в центре города, на пустырях четвертого километра. Среди грузов были танки и даже паровозы.

Многим нашим землякам пришлось с оружием в руках защищать Родину. В 1941–1945 годах из Петропавловска и сел Петропавловского района в ряды Красной армии Петропавловским горвоенкоматом было призвано 14 607 человек. Большинство из них участвовали в боях на фронтах Великой Отечественной войны, 1106 из них погибли, пропали без вести, скончались от ран [27].

Однако для Камчатки война еще не закончилась. Япония была союзницей фашистской Германии и от планов нападения на СССР не отказывалась. Ее первыми объектами по ним были Приморье и Камчатка. Северные Курильские острова были напичканы боевой техникой и живой силой японской армии, готовой к вторжению на полуостров в любой момент.

В 1944 году был создан Камчатский оборонительный район (КОР), который объединил воинские подразделения, дислоцировавшиеся на Камчатке. Командующим КОРом был назначен генерал-майор А. Р. Гнечко. Ему подчинялись сухопутные войска, а в оперативном отношении — Петропавловская военно-морская база, 128-я смешанная авиадивизия и 60-й Камчатский пограничный отряд [1, с. 8].

15 августа 1945 года Камчатский оборонительный район получил приказ о проведении операции по освобождению Северных Курил — островов Шумшу и Парамушир, а затем острова Онекотан и других. На подготовку Курильской десантной операции отводилось двое суток. Командующим данной операцией был назначен генерал-майор А. Р. Гнечко, заместителем — капитан первого ранга Д. Г. Пономарев [1, с. 18]. Штаб по руководству десантной операцией был развернут в здании Дома Красной армии (Дом офицеров Советской армии, сейчас — Дом офицеров Российской армии).

Штурм острова Шумшу начался с артиллерийского обстрела, который велся с мыса Лопатка и длился с 2 часов 48 минут до 4 часов 45 минут 18 августа. После его окончания десантники стали высаживаться на остров. Многие не достигали берега, тонули от неумения плавать и под тяжестью вооружения. Жестокие бои шли несколько дней. Особо кровавыми были 18–21 августа. Самые большие потери понесли наши войска 18 августа.

В ходе Курильской десантной операции были убиты, пропали без вести, скончались от ран и были ранены 1567 десантников. Почти всех погибших похоронили на островах на месте боев. В военных действиях участвовали многие камчатцы — жители сел Петропавловского района и города, призванные Петропавловским горвоенкоматом и проходившие службу в частях и соединениях Камчатского оборонительного района. Из них 250 человек погибли, пропали без вести и умерли от ран [27].

Военные годы наложили свой отпечаток на Петропавловск. В запущенном состоянии было благоустройство, не развивались строительная индустрия и социальная сфера. Даже в центре города большинство улиц были непригодны для проезда не только автомобилей, но и гужевого транспорта. К концу 1945 года в Петропавловске имелось несколько десятков двухэтажных домов и только два — трехэтажных. 6 апреля 1943 года на месте стрельбища пограничников был открыт Дом офицеров Красной армии и рядом стадион. Дом офицеров был одним из самых больших зданий в городе в тот период. За военные годы было построено всего 11 зданий разного предназначения, среди них, помимо Дома Красной армии, — здания облисполкома и обкома ВКП(б), Управления госбезопасности, школы, рыбного техникума и Госбанка. К строительству здания под Камчатскую областную контору Госбанка СССР приступили в 1937 году и только осенью 1941 года сдали его в эксплуатацию [32, с. 127]. За годы Великой Отечественной войны население областного центра выросло на 5463 человека и составляло, включая жителей окрестных сел, 35 433 человека.

На обустройство Петропавловска-Камчатского и приведение его инфраструктуры к цивилизованным нормам был направлен перспективный план развития города. В 1946–1950 годах планировалось построить 34 объекта, в том числе 28 жилых домов, 12 километров водопроводной сети и 17 километров — канализационной, 9,4 километра гравийных дорог [37, с. 426–427].

Осенью 1947 года Петропавловский городской парк культуры и отдыха был передан в ведение Камчатской военной флотилии [20, л. 4].

К концу 1940-х годов в районах проживания работников Петропавловск-Камчатского морского торгового порта и Камчатского морского пароходства возникли улицы Красная Сопка, Портовская, Морстроя, Курильская, Сапун-гора, Корякская и Океанская.

В 1948 году на улицах Ленинской и Советской размещались почти все областные и городские организации и учреждения. На Ленинской улице были Управления Гражданского воздушного флота и гидрометеослужбы, Госбанк, горкомы ВКП(б) и ВЛКСМ, аптека, кинотеатр «Полярная звезда», драматический театр, чайная, краеведческий музей, школа и другие организации. На улице Советской — сберкасса, радиокомитет, музыкальная и общеобразовательная школы, горэлектростанция, Управления Камчатгражданстроя, Камчатрыбстроя и связи, горисполком, баня, областная и городская милиция [13, л. 65–69].

К концу 1940-х годов — в начале 1950-х базой для дальнейшего социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского стали вновь создаваемые промышленные предприятия и организации и укреплявшийся рыбодобывающий флот.

В августе 1946 года бывшие механические мастерские АКО на Озерновской косе были преобразованы в механический завод, который с июля 1954 года стал Петропавловским судоремонтно-механическим заводом (ПСРМЗ). С 1948 года по 1963 год директором завода был С. Б. Кушнеров, с 1963 года по 1977 год — П. М. Грибов, затем С. Е. Трифонов.

В 1946 году был создан Камчатрыбвод. Небольшой коллектив из 33 человек контролировал промысел рыбы и морского зверя в водах, омывающих не только Камчатку, но и Чукотку, и Курильские острова.

С 1948 года хлеб для Петропавловска стал выпекать хлебосухарный завод № 1. До этого его выпекали на нескольких пекарнях. В одной из них, на улице Ключевской, после открытия завода был организован горпищекомбинат, который стал выпускать кондитерские изделия, винно-водочные и безалкогольные напитки, пиво.

17 мая 1949 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР было организовано Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство. Его задачами были завоз грузов на Камчатку и Чукотку, вывоз рыбопродукции и обеспечение грузопассажирских перевозок по побережьям. К середине 1949 года пароходство имело шесть судов: «Якутск», «Александр Пушкин», «Шексна», «Красное знамя», «Лиза Чайкина» и «Бухара» [5, с. 197, 207]. У истоков пароходства находились известные на Камчатке капитаны: Я. М. Драбкин, Л. П. Шарлай, Л. Е. Мариненко, С. С. Чумак, Г. Н. Плеханов, А. Л. Срибный, Г. Н. Васюкевич, А. Е. Карпов, С. П. Беляев. В 1955 году пароходство было преобразовано в Камчатское морское пароходство. Камчатско-Чукотским и Камчатским пароходством руководили Ф. А. Матюшев, Х. А. Козырев, П. Д. Киселев, К. К. Дьяконов, П. В. Шепелев, Ю. П. Терешин, В. Г. Кулагин.

В 1950 году Управление морского рыболовства было преобразовано в Управление тралового флота. С получением в 1951–1952 годах 24 рыболовных траулеров отечественной и зарубежной (ГДР) постройки [2, с. 226–227] добыча и переработка рыбы стала одной из основных отраслей экономики Петропавловска, а траловый флот — градообразующим предприятием, с которым в дальнейшем будет связано бурное строительство и развитие города. Однако еще в 1951 году траловый флот выловил всего 14,2 тысячи тонн рыбы, а в области ее было добыто 151 тысяча тонн.

Поселок геологов в Петропавловске возник в 1950 году. Весной 1950 года было принято решение об организации на Камчатке постоянно действующей геологической службы — Камчатской комплексной геологической экспедиции с базированием в городе, приказ о создании которой был подписан 17 мая 1950 года. Место для ее размещения выбирали начальник экспедиции В. А. Ярмолюк, главный геолог доктор геолого-минералогических наук Г. М. Власов и начальник Ветроваямской геологической партии В. В. Бочкарев. В воспоминаниях Виктор Андреевич Ярмолюк написал об этом: «11 июня. Воскресенье... Георгий Михайлович Власов, Вениамин Васильевич Бочкарев и я посвятили сей день поискам участка для строительства будущего геологического городка. Было далеко за полдень, когда мы оказались на пологом склоне горы Мишенной, амфитеатром защищающей от северо-восточных ветров бухту Сероглазка. Местность радовала взор свежей зеленью трав и редких кустарников и отсутствием каких-либо строений. Лишь вдали, у самого берега, виднелся поселок рыбаков. К нему из города проложена дорога. Мы решили, что лучшего участка для нашего городка не придумаешь. Тем более он находился не в городе, и вместе с тем вблизи него, с городом связан дорогой, а у берега бухты можно, при необходимости, устроить причал для приемки груза, особенно строительных материалов, которые будут прибывать для строительства городка… Перед тем как возвратиться в город, по предложению Вениамина Васильевича Бочкарева, который верил разного рода приметам, "застолбили" выбранный участок тут же найденным и вбитым в землю колом» [43, с. 35].

Петропавловский авиаотряд Гражданского воздушного флота (ГВФ), обслуживавший внутриобластные авиалинии, в это время имел 16 самолетов По-2 и базировался на Халактырском аэродроме. Вскоре их заменили знаменитые Ан-2. «Аннушки», так ласково называли их на Камчатке. Два первых таких самолета появились в феврале 1952 года. Затем к ним с мая 1953 года прибавились Ли-2 (американский «дуглас»), но в сентябре 1961 года они были перебазированы на Елизовский аэродром [39, с. 51, 53, 70].

По выходным дням жители отдыхали на Никольской сопке, где вечером играл на танцплощадке духовой оркестр. Особо посещаем был кинотеатр «Полярная звезда». В 1950 году горожане смотрели фильмы «Падение Берлина», «Кубанские казаки», «Артисты цирка», «Встреча на Эльбе» и другие. Любимым был театр. В тот год ставились пьесы «Роковое наследие» Шейнина, «На бойком месте» Островского. 23 апреля 1950 года в драмтеатре при большом скоплении народа состоялось торжественное собрание в честь актрисы театра Александры Владиславовны Славиной, получившей звание заслуженной артистки РСФСР.

18 апреля 1951 года была организована автотранспортная контора, на которую возложили пассажирскую перевозку в городе [42]. Хотя и нерегулярно, стали ходить один автобус и груз-такси (грузовая машина со скамейками и брезентовым верхом) по маршруту облисполком (площадь Щедрина) — КПП (контрольно-пропускной пункт № 1 на территории нынешней Комсомольской площади). Постоянное автобусное движение в городе с большими интервалами по этому маршруту началось с 1953 года, когда прибыло несколько новых автобусов. В 1955 году небольшое пассажирское предприятие, располагавшееся в районе нынешнего рынка у Комсомольской площади, уже имело 20 автобусов, что позволило продлить движение автобусов до хлебозавода (где ныне административный корпус краевого УМВД), а также три легковых такси. На посадку в автобус горожане занимали очередь.

В 1953–1956 годах планировалось строительство городского холодильника на бывшей кошке, нового городского водопровода, причальных сооружений в рыбном порту и на судоремонтной верфи. 19 августа 1954 года Петропавловский горисполком принял решение о выделении земельного участка на улице Ленинской под строительство административного трехэтажного здания для горкома ВКП(б) [12, л. 22–23] (после завершения строительства его занял обком КПСС) и кинотеатра, а также о бетонировании этой улицы.

В 1952 году в Петропавловске-Камчатском, в его границах тех лет, насчитывалась уже 101 улица.

За восемь послевоенных лет в городе сменились четыре председателя Петропавловского горисполкома. В 1945–1947 годах председателем горисполкома был Иннокентий Федорович Шабуров. Он в 1930–1934 годах был рабочим, мотористом, заведующим производством Кихчинского рыбокомбината; в 1934–1940 годах работал заместителем директора Жупановского рыбокомбината, инструктором политотдела АКО; с 1940 по 1943 год был секретарем Усть-Большерецкого РК ВКП(б), а затем по 1945 год — заместителем председателя Петропавловского горисполкома [19, л. 2, 7]. В 1947–1949 годах горисполкомом руководил Алексей Трофимович Жолобов. Он в 1940–1945 годах работал редактором газеты Алеутского района, пропагандистом РК ВКП(б); потом два года был инструктором Камчатского обкома ВКП(б) [21, л. 9, 14, 25]. В 1949 году всего четыре месяца (с июля по ноябрь) председателем горисполкома был Александр Георгиевич Дмитренко, работавший до этого с 1933 года в аппарате Камчатского облисполкома [18, л. 1, 15]. В 1949–1953 годах председателем горисполкома был Всеволод Яковлевич Зимин, работавший в 1938–1949 годах в советских органах Хабаровска [17, л. 2, 5, 9].

Затем, в 1953–1960 годах, председателем исполнительного комитета Петропавловского городского Совета депутатов трудящихся (председателем Петропавловского горисполкома) был Владимир Захарович Мельников [7, л. 47].

О центре Петропавловска-Камчатского 1955–1957 годов пишет в воспоминаниях Р. А. Семенова: «Я жила в центре города — на Ленинской, 33. Сейчас такого адреса в Петропавловске нет. Если теперь перед спуском к морвокзалу на перекрестке Ленинской и Красноармейской подойти к обрыву над ковшом, то уже трудно представить, что метрах в пятнадцати от тебя, внизу, на этом крутом склоне, ютились домишки. Сначала наш — одноэтажный, упиравшийся торцом и крышей в сопку. Правее — еще несколько хибар с огородами. Еще правее шла через пустырь тропинка. По ней можно было попасть в клуб и магазин рыбного порта… Левее нашего дома (если смотреть с Ленинской) была широкая ровная площадка с огромными старыми тополями, среди которых стояло одноэтажное здание поликлиники (или больницы)… Вот иду из школы (сейчас школа-лицей на улице Советской. — А. П.) — спускаюсь с Советской на Ленинскую обязательно по той лестнице, которая проходит мимо ресторана "Волна" (стоял он на месте нынешнего ГУМа). Пересекаю Ленинскую и подхожу к скверу Свободы. У его входа — остановка автобуса… В "Волне" был полуподвал, где продавали обеды на дом со скидкой… Выхожу из дома, в руке судок. Это три алюминиевые кастрюльки, поставленные друг на друга в специальном приспособлении, напоминающем этажерку, сверху — ручка… Через дорогу от меня рыбный магазин, аптека, КОГИЗ (книжный магазин). Витрины рыбного заставлены пирамидами консервов с крабами. На ту сторону не перехожу, потому что на этой, примерно на середине моего пути, напротив нынешнего Дома быта, продают эскимо. На палочке!» [41, с. 20–21].

В 1956 году начался «золотой век» Петропавловска-Камчатского, который продлился до 1991 года. За этот период сформировался новый город, определились его современные границы.

 

Источники

1. Акшинский В. Курильский десант: док. повесть. — Изд. 2-е, доп. — Петропавловск-Камчатский, 1995. — 191, [8] с.

2. Анода П., Скорлыгин С. Всё дальше в океан // «Плавать по морю необходимо…». — Петропавловск-Камчатский, 1998. — 624 с.

3. Аристов М. Как я угодил… в частушку // Блокнот агитатора.— Петропавловск-Камчатский, 1983. — № 11–12, июнь. — 48 с.

4. Витер И. Хроника строительства города Петропавловска (1740–1923). — Петропавловск-Камчатский, 1997. — 112 с.

5. Гаврилов С. В. Маленькие камчатские истории. — Петропавловск-Камчатский, 2002. — 302, [16] с.

6. ГАКК (Гос. архив Камч. края). Ф. 88. Оп. 1. Д. 27.

7 Там же. Ф. 88. Оп. 2а. Д. 9.

8. Там же. Ф. 19. Оп. 1. Д. 188.

9. Там же. Ф. 166. Оп 1. Д. 16б.

10. Там же. Ф. 166. Оп 1. Д. 17.

11. Там же. Ф. 166. Оп 1. Д. 5б.

12. Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 245.

13. Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 101.

14. Там же. Ф. 270. Оп. 1. Д. 2.

15. Там же. Ф. 88. Оп. 1. Д. 17.

16. Там же. Ф. 30. Оп 1. Д. 9.

17. Там же. Ф. 88. Оп. 2. Д. 213.

18. Там же. Ф. 88. Оп. 2. Д. 172.

19. Там же. Ф. 88. Оп. 2. Д. 505.

20. Там же. Ф. 88. Оп. 1. Д. 115.

21. Там же. Ф. 88. Оп. 2. Д. 202.

22. Заря над бухтой. — Петропавловск-Камчатский, 1976. — 160, [48] с.

23. Ильина В. А. Об изменениях в численности и национальном составе населения Камчатской области в 1926–1939 гг. // Веков связующая нить: материалы XXII Крашенинниковских чтений. — Петропавловск-Камчатский, 2005. — 225 с.

24. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны: сб. документов и материалов о трудовом подвиге камчатцев в 1941–1945 гг. — Петропавловск-Камчатский, 1975. — 336 с.

25. Кашинцев Б. Камчатка — край перспективный. — Петропавловск-Камчатский, 1973. — 220 с.

26. Кашуба С. Двери без замков // Блокнот агитатора. — Петропавловск-Камчатский, 1983. — № 11–12, июнь. — 48 с.

27. Книга памяти. Российская Федерация, Камчатская область. — Изд. 2-е, с доп. и уточн. — Петропавловск-Камчатский, 1995. — 120 с.

28. Князькина Т. А. Медицинские кадры Камчатки в первой половине ХХ в. // Вопросы истории Камчатки. — Петропавловск-Камчатский, 2005. — Вып. 1. — 405 с.

29. Козик Л. В. Страницы истории Петропавловска: Акоград // Краеведческие записки. — Петропавловск-Камчатский, 1991. — Вып. 7. — 136 с.

30. Козлов А. Г. Трудовой подвиг работников рыбной промышленности Северо-Востока в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) // Краеведческие записки. — Петропавловск-Камчатский, 1989. — Вып. 6. — 166 с.

31. Ларькин В. Г. Из истории социалистического строительства на Камчатке (1923–1940 гг.) // Краеведческие записки. — Петропавловск-Камчатский, 1974. — Вып. 5. — 178 с.

32. Ляшук А. В. Служащие Камчатской областной конторы Госбанка СССР в 30-х — начале 40-х гг. ХХ в. // Камчатка разными народами обитаема: материалы XXIV Крашенинниковских чтений. — Петропавловск-Камчатский, 2007. — 220 с.

33. Наш общий дом // Камч. правда. — 1980. — 17 окт.

34. Ополев В. Тогда мы были молоды // Моряк Камчатки. — 1993. — 14 окт.

35. Очерки истории Камчатской областной партийной организации (1917–1985). — Петропавловск-Камчатский, 1986. — 360 с.

36. Панина Н. В. Как мы жили на Камчатке // Краеведческие записки. — Петропавловск-Камчатский, 1991. — Вып. 7. — 136 с.

37. Петропавловск-Камчатский, 1740–1990: история города в док. и воспом. — Петропавловск-Камчатский, 1994. — 504, [16] с.

38. Полутов И. Давным-давно. — Петропавловск-Камчатский, 1995. — 164, [4] с.

39. Родом из Халактырки: страницы истории авиации Камчатки, 1936–1990 годы. — Петропавловск-Камчатский, 2006. — 176 с.

40. Романов Г. В учебники не вошло. — Петропавловск-Камчатский, 1981. — 80, [16] с.

41. Семенова Р. Я жила на Ленинской, 33 // Неизвестная Камчатка: краевед. журн. — Петропавловск-Камчатский, 1997. — № 3. — 48 с.

42. Федорченко Е. Шел по городу автобус… // Новая Камч. правда. — 2001. — 19 апр.

43. Ярмолюк В. А. Встречи с Камчаткой и камчатцами // Геологическими маршрутами Камчатки: воспом. и дневники геологов: [в 3 т.]. — Петропавловск-Камчатский; СПб., 1999. — Т. 1. — 432 с.

 

А. П. Пирагис, Петропавловск-Камчатский,
14 апреля 2016 года.
Публикуется впервые.